Необходимо объединить усилия (Р.Жилкайдаров, С.Стамкулов)

В текущий момент правоохранительные органы Казахстана нуждаются в автоматизации делопроизводства. Еще работая сотрудниками правоохранительных органов осознали, что придет время и выезжая на место происшествия вместо бумажной волокиты будет достаточно достать свое «средство связи» пройти верификацию по изображению и голосу, а затем голосом заполнять протокол- к примеру осмотра места происшествия. Учитывая, что в данном направлении ранее велись работы по установлению личности по отпечатку пальца и давно функционирует ЭЦП (электронно-цифровая подпись) в системе egov.kz, которая согласно норм гражданского кодекса приравнена к письменной –и теперь нет необходимости в подписи лиц, участвующих в осмотре месте происшествия на бумажном носителе. Заполненный таким образом протокол по защищенному каналу связи с аудио и видео материалом будет записан на защищенный сервер, где к указанной информации не будут иметь доступа даже сами IT-специалисты, обслуживающие данную систему. Доступ будут иметь только лица, которые будут вести данное дело – орган дознания, следователь, надзирающий прокурор, а впоследствии судья, к которому поступит дело для рассмотрения. Преимущества такого подхода очевидны: выигрыш по времени, сократится бумажная работа, экономия принтеров, краски, электроэнергии, производительность работы сотрудников вырастет в разы. Не будет необходимости строить большие помещения для судебных заседаний, нести затраты на конвоирование правонарушителей- а это уже снижение затрат на строительство и на ГСМ.З вучит сказочно – но это сегодня уже реальность, достаточно лишь объединить усилия и ниже я это объясню.

То, что в данном направлении работы ведутся — для специалистов секрета нет. Но эти работы ведутся разрозненно каждым ведомством для решения сугубо специфичных задач. Это в будущем создаст проблемы и затраты на адаптацию программного обеспечения в связке с другими органами, в частности с органами прокуратуры и судом, не говоря уже о других. Что из этого вытекает? Идут затраты по времени и средствам на разработку софта и согласование отчетных форм с органами прокуратуры и судом, где каждый тянет вектор в свою сторону. Помимо финансовых затрат, несогласованности в плане безопасности системы, возникнут вопросы по стыковке систем. Согласитесь,ситуация как в известной басне про лебедя, рака и щуку.

Тем не менее, ВЫХОД ЕСТЬ! Разработка и внедрение указанной системы должна быть централизованной. Один софт, одна команда разработчиков и специалистов из разных ведомств. Касательно софта – данное программное обеспечение должно быть в первую очередь разработано с участием специалистов по информационной безопасности, которые у нас есть, но должного уважительного внимания к их работе у нас в Казахстане к сожалению еще нет. Да и как может сложиться, если используемые Операционные Системы — идут либо на открытом коде либо принадлежат таким гигантам, в чьих намерениях сомневаться не приходится, поинтересуйтесь у г-на Сноудена)).

Также для верификации пользователя возможно использовать продукцию подобную, продуктам ООО «Центр речевых технологий», Россия, которые уже используется Сбербанком России, Народным банком Казахстана и некоторыми латиноамериканскими странами для мобильных клиентов, где идентификация проводится по двум параметрам: голосу и изображению лица.

Второе- как мы говорим железо: аппараты, техника должно быть либо казахстанским либо адаптировано под использование. Здесь я останавливаться не буду – это очевидно.

Третье. Организационные моменты. Прежде всего, эта программа по разработке и внедрению должна заложена в бюджет «Администратором». Определен орган, который будет возглавлять и координировать разработчиков, — очевидно это Генеральная Прокуратура РК. Далее – должен утвержден план, согласно технического задания, определены этапы и объемы работ, порядок согласований и определена ответственность. На этом я тоже не буду останавливаться – хочу изложить видение, как это будет работать.

Итак пример, после того как Центр Оперативного Управления ДВД с помощью видеокамер зафиксировал факт правонарушения, где использование программного обеспечения подобного разработкам ООО «Центр речевых технологий» только по изображению лица сможет установить либо «не установить» лицо, совершившее правонарушение, данное событие пока не автоматически проходит регистрацию в электронном «Журнале учета информации». Исходя из подведомственности, данное событие передается органу, который будет осуществлять первичные проверочные действия. К примеру, при ДТП на оживленном перекрестке. Если нет пострадавших, виновник ДТП свою вину признает, сумма ущерба не значительна и нет необходимости обращаться в страховую компанию, то будем далее назвать «Система» фиксирует ситуацию за несколько секунд до ДТП и после, распознает автотранспортные средства и лиц, участвующих в ДТП, записывает данные в архив для возможности дальнейшего использования. При этом нет необходимости дорожному инспектору выезжать на место ДТП – всю необходимую работу он может провести у мониторов, при необходимости созвонившись с одним из участников ДТП.

Рассмотрим случай, когда присутствие инспектора дорожной полиции необходимо. Уже до момента его подъезда до места ДТП «Система» прокрутит событие за несколько секунд до и после, установит личность участников ДТП и свидетелей при необходимости, и передаст сведения квалифицированному сотруднику ЦОУ, который проведет первичную обработку поступившей информации и передаст все сведения ближайшему полицейскому на его «мобильное устройство связи». Подъехавшему

сотруднику остается лишь «заполнить протокол и другие процессуальные документы» с помощью «мобильного устройства». После того, как поступят другие необходимые электронные документы сотрудник, ведущий дело, сформирует его и отправит в порядке ст. 192 Уголовно-процессуального кодекса РК либо в суд. Прошу обратить внимание на скорость обработки информации, снижение затрат. Кроме того, не будем ограничиваться «дорожными» камерами ЦОУ, к этой системе могут быть подключены не только видеокамеры фиксирующие ситуацию в общественных местах, но и дворовые и внутридомовые камеры, конечно с согласия жильцов.

Касательно, «надзора» хотелось бы выразить надежду, что работа прокуроров так же будет оптимизирована. Введение электронного документооборота позволит заполнять все необходимые карточки автоматически и привлекать к надзору квалифицированных специалистов в любой точке Казахстана, в том числа из лиц, ограниченных в передвижении и пенсионеров правоохранительных органов. Конечно, правовой статус привлекаемых специалистов должен быть откорректирован на законодательном уровне. К примеру, если он специалист в узкой области то проблем нет для части материла, без расшифровки сведений о лице. А если будет равен статусу прокурора без права принимать решения, то это позволит независимо друг от друга изучать материал в начале одному, потом еще двум более квалифицированным специалистам. Указанные специалисты будут иметь только «виртуальные имена с индексом уровня специализации». Изучая материалы, они не будут знать конкретные персональные сведения о лице и точного места работы- ибо эти сведения будут зашифрованы либо заменены «Протоколом». Каждый специалист последовательно будет изучать материал -и так друг за другом. Изучая электронное дело каждому можно делать пометки подобно справочно-информационной системе Клуб Юристов Казахстана, которые будут доступны уже прокурору с правом принятия решения. Никто кроме судьи и адвоката обвиняемого не будут полный иметь доступ к материалам дела до слушания дела в суде.

До Экспо 2017 осталось немного времени, но достаточно, чтоб Казахстан заявил о своих достижениях и в области информационной безопасности и связанных с ними продуктами.

Р. ЖИЛКАЙДАРОВ

С. Стамкулов

Добавить комментарий

Войти с помощью: